Герои
100-балльники по ЕГЭ
Анна Коновалова
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 21 год
Я училась в школе №1252 с углубленным изучением испанского языка, поэтому было довольно логичным в качестве предмета по выбору взять именно его. При поступлении во многие вузы требуется иностранный язык. Из-за того, что преподавание английскому у нас было не на высоте, практически все мои одноклассники выбрали испанский язык. Тем более в 2010 году, когда я заканчивала школу, этот предмет можно было сдавать как ЕГЭ только второй год.
Материалов для подготовки к испанскому тогда не существовало, в отличие от русского и математики. Да, даже по французскому и немецкому было больше материалов. Всех этих желтеньких книжечек с тестами просто не существовало. В течение года присылали пробные варианты ЕГЭ, но их на всех было 3-4 варианта. Мы с трудом представляли, как будет выглядеть окончательный вариант экзамена.
В ноябре-декабре 2009 года у нас в школе был создан кружок для тех, кто должен был сдавать испанский. Его вели наши учителя и преподаватели с кафедр испанского языка в московских вузах. В этом кружке мы с самого начала проходили испанскую грамматику, лексику, фразеологию. Заостряли внимание на сложных моментах.
Сдача испанского не отличалась от других экзаменов. Мы собрались утром в школе, пошли в соседнюю школу в паре остановок трамвая. Испанский был третьим ЕГЭ, поэтому не было никаких эксцессов: никто не забыл дома паспорт или допуск к экзамену, как это было часто до этого. Сдавали с ребятами из другой школы.
В Москве на тот момент было четыре специализированные школы с изучением испанского языка, поэтому мы знали практически всех, кто будет сдавать ЕГЭ вместе с нами. Да и по всей стране ЕГЭ по испанскому сдавали в тот год всего 200 человек. Поэтому если и существовали случаи коррупции, то о них, вероятно, было бы слышно. Очень мало в стране людей, способных сдать школьный экзамен по испанскому языку на высокую оценку.
Кроме обязательных математики и русского языка я сдавала литературу и историю. По литературе у меня был неплохой результат — 88 баллов. А историю, к которой я не готовилась, сдала всего на 65 баллов. Хуже была только математика — 60 баллов. А русский язык сдала на 94 балла.
Итоговый разброс оценок по испанскому языку был довольно высоким, но испанский сдали все одноклассники, но только у восьми человек оценки были в диапазоне от 90 до 100 баллов.
Мои родители знали, что я напишу экзамен хорошо, но не говорили про 100 баллов. Лучше всегда ожидать чуть меньше, чем получится в итоге. Но, когда я получила 100 баллов, для них это тоже не было неожиданностью. Тем более я и раньше на школьных и городских олимпиадах по испанскому языку показывала хорошие результаты.
Сама я ожидала, что сдам испанский язык выше, чем на 95 баллов, поскольку уровень сложности ЕГЭ был невысоким. Экзамен был явно рассчитан на людей, которые не учили испанский язык с первого класса, не занимались им углубленно 11 лет и не общались с носителями. Да и ни для кого в классе их результаты не были неожиданностью благодаря прорешенным ранее пробным тестам.
Меня, наверное, немного задевало, что после 11 лет обучения языку я сдавала экзамен, рассчитанный на троечника. Но только немного. Вплоть до 9 класса мы не знали, станет ли ЕГЭ для нас обязательным. Тем более не знали, что появится испанский, и не придется срочно готовиться к английскому языку. Поэтому мы были рады, что нам дали возможность сдать испанский и получить высокий балл.
Введение ЕГЭ, на мой взгляд, себя оправдало. Да, коррупция есть. И списывания очень много в ходе сдачи, и со шпаргалок, и с интернета. Это, конечно, накладывало свой отпечаток на итоговой результат. Да и тесты не всегда хорошо продуманы. Но, с другой стороны, все люди оцениваются по одинаковой шкале, и процесс поступления реально стал проще. ЕГЭ создал равные условия для москвичей и жителей регионов. Но ЕГЭ не отбирает лучших — он отбирает тех, кто может приспособиться к формату теста.
Не стоит называть ЕГЭ лотереей. Для тех, кто плохо знаком с форматом этого экзамена, он, может быть, и является таковым. Но, если ты прорешал за год больше половины существующих материалов, то ты знаешь, как ЕГЭ работает, что от него ждать. Да, как и при любом тесте с большим количеством вопросов, кому-то везет больше, а кому-то — меньше. Но механизмы этой лотереи можно выучить и обратить в свою пользу.
При этом одни экзамены коррумпированы чуть больше, а другие чуть меньше. Самый коррумпированный экзамен — это, безусловно, математика. У большинства с ней какие-то проблемы, и большинство с ней хочет сделать хоть что-нибудь.
Сейчас для меня сданный на 100 баллов ЕГЭ уже не повод для гордости — прошло слишком много времени. Это никак не влияет на мою жизнь, а бумажка с результатом пять лет пролежала просто в деканате моего факультета. А в 2010 году это было, конечно, радостным событием. Я же была третьим человеком в России, сдавшим ЕГЭ по испанскому языку на 100 баллов. Да и в последующие годы таких было мало. Я ощущала себя особенной.
100-балльники по ЕГЭ
Константин Мищенко
читать интервью
скрыть интервью
Студент МФТИ, Москва, 21 год
Школу я заканчивал у себя в Ставрополе в 2012 году. Математика была обязательным экзаменом. Мимо нее никто не мог пройти.
К самому ЕГЭ я стал готовиться довольно поздно. До этого было несколько лет подготовки к олимпиадам по математике. И именно это мне и помогло набрать 100 баллов. Задания в олимпиадах более интересные и содержат больше фактов. Чтобы сдать ЕГЭ, нужно иметь всего лишь технику. Прорешать несколько вариантов, а иногда очень много. Для олимпиад нужна очень долгая подготовка, а для хорошего результата по ЕГЭ достаточно всего нескольких месяцев. При подготовке к ЕГЭ по математике я прорешал четыре хороших книжки с тестами. Конечно, не полностью, но уделил им много времени.
Я учился в обычной школе без углубленного изучения математики. Не у всех в моем классе хорошо складывалось с ЕГЭ, и особенно с ЕГЭ по математике. Некоторые вообще расстраивались, что им приходится его писать. Кто-то собирался после школы в армию. Кто-то утверждал, что им в медицинском никогда не понадобится математика. Большинство к ЕГЭ по математике относились так, что его надо сдать, получить какие-то баллы и навсегда забыть.
Чаще всего одноклассники выбирали ЕГЭ в зависимости от вуза, в который собирались поступать. Причем и легкость сдачи экзамена, и его выбор коррелировали с интересами человека. Но всё-таки часто выбиралась пара запасных экзаменов на случай, если ключевые экзамены будут провалены.
Про одного моего одноклассника спрашивали: как он сдает экзамены? Все экзамены он сдавал с теми людьми, которые по уважительной причине пропустили свой день сдачи. Так как у него богатые родители, то, естественно, были какие-то сомнения. Но в основном люди просто списывали, выходили в туалет и звонили. Я же взял тест, решил его, оформил и сдал. Для меня ЕГЭ был просто задачей, которую нужно было решить за отведенное время имеющимися инструментами.
Я волновался до экзамена, а в момент сдачи уже нет. Совершенно не помню заданий.
После сдачи экзамена до меня доходили слухи, что у нас в городе практически нет стобалльных работ, а мне казалось, что я написал как раз на такую оценку. Я знал несколько учителей среди проверявших работы. Они мне рассказали, что есть на весь город всего лишь одна работа по математике на 100 баллов, полученная учеником какого-то неизвестного преподавателя. Поэтому в какой-то момент я смирился с тем, что не получу высшего балла. Потом, когда узнал реальный результат, то очень удивился.
У ЕГЭ есть плюсы и минусы. Результат не зависит от города и школы, где он получен. Ведь раньше пятерка в одной школе не равнялась пятерке в другой школе. Но из-за этого в хорошие вузы стали поступать меньше заслуживающих этого людей. Не очень хорошо, что прием ведется только на основе ЕГЭ. Для людей, которые немного ошиблись в математике и физике, результат начинает зависеть от экзамена по русскому языку. Но всё-таки есть ощущение, что единый экзамен ведет к улучшению образования.
Школы уже привыкли к формату ЕГЭ, поэтому ответственные лица понимают, что экзамен нужно проводить строже. Например, сейчас, я слышал, устанавливаются камеры. На мой взгляд, это приведет к большей честности в оценивании выпускников.
ЕГЭ по математике не так страшен, как считают. Первую тестовую часть должны решить все. Если человек решает какие-то проблемы в жизни, то и ЕГЭ решить можно. В ЕГЭ по математике есть ряд сложных заданий, за которые многие даже не берутся. А зря! Просто они требуют большей подготовки.
Это интервью — первый повод за три года вспомнить, что я получил 100 баллов по математике и погордиться этим. Мне всегда нравилась математика, и я рад, что могу заниматься ей как наукой в МФТИ. Мы с однокурсниками никогда не обсуждали ЕГЭ. Чаще интересовались опытом участия в олимпиадах.
100-балльники по ЕГЭ
Лариса Жукова
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 22 года
В 10 классе началась истерия по поводу будущего поступления, поэтому уже к концу учебного года все одноклассники определились. Кто-то готовился по естественным наукам, а кто-то — по гуманитарным. Я решила поступать на журфак в МГУ и выбрала литературу как профильный экзамен. И неожиданно для себя сдала его на 100 баллов.
Тогда размежевание по предметам нас в классе не сильно отдалило друг от друга. Появилось много свободы: не нужно было уделять всем предметам одинаково много времени. Сейчас я жалею об этом. Получился троечный аттестат благодаря этой свободе.
Я училась в лучшей гимназии Сергиева Посада — гимназии имени Ольбинского. Моя учительница получила звание «Учитель года». Она прививала нам умение формировать свой взгляд на мир, устраивала много творческих конкурсов и очень сильно помогала нам в подготовке к ЕГЭ. Репетитора у меня не было. Это было принципиальным условием, потому что я из бедной семьи врачей-бюджетников.
Я была очень злой, когда в 2010 году сдавала ЕГЭ по литературе. К этому времени я уже написала олимпиады в Вышке (НИУ ВШЭ — last30) и МГУ. На журфак Вышки я поступила по олимпиаде. А вот в МГУ меня не пустили в финал. Если бы это случилось, то я уже в апреле гарантировала бы себе поступление. Мне хотелось именно в МГУ, поэтому нужно было по профильному ЕГЭ набирать высший бал.
Мне так и не удалось хорошо повторить XX век по литературе. Поэтому я взяла с собой книжку, которую собиралась открыть при выходе в туалет из класса, где сдавался экзамен. Увидев вопросы про XX век, я, счастливая и окрыленная, вышла в туалет, где моей книжки уже не оказалось. Видимо, произошел большой выброс адреналина в кровь, который мне и помог решить все задания.
Рядом со мной сидели ребята, видимо, не из очень хороших школ, которые интересовались у меня, что такое гипербола и метафора. Они копались в интернете с телефонов, но всё равно задавали такие вопросы. Многие во время сдачи выходили в туалет и звонили по телефону репетиторам. Мне показалось, что в классах, где за нами следили учителя, было лояльное отношение к тому, что мы списывали. Главное было не делать это открыто.
Мне неизвестны случаи откровенной коррупции при сдаче ЕГЭ. Видела только веселые ролики из Дагестана. Но такого у нас в Подмосковье нет.
Мои родители очень хотели, чтобы я хоть куда-нибудь поступила. Моя мама, когда узнала про мои 100 баллов, не верила в это. Да я и сама не ожидала такого.
Математику я сдала на самый низкий результат, позволяющий закончить школу — 38 баллов в 2010 году. Русский у меня тоже был хуже всех в классе, несмотря на то, что я была в области призером олимпиады по этому предмету. Произошло это из-за сочинения. На апелляции мне объяснили, что я написала сочинение не по правилам, согласно которым выставляется оценка за экзамен.
ЕГЭ — это попытка по аналогии с американской системой образования ввести объективные критерии оценки знаний. Я терпеть не могу подобные уравниловки. Школы вынуждены опускаться для того, чтобы натаскивать учеников, а не учить их. Это ведет к развалу школьного образования. Учителя из-за ответственности за результаты вынуждены нормативами подменять само образование.
Но у людей из регионов появляется больше шансов поступить в престижный вуз. Может быть, из них кто-нибудь даже не поехал бы в Москву, потому что не имел надежды сдать внутренние экзамены МГУ. А теперь мест в общежитиях не хватает, потому что в МГУ стало больше ребят из регионов. Мне кажется, это круто!
Результат ЕГЭ по литературе для меня не является поводом для гордости. Нет ничего крутого в том, что ты встраиваешься в систему.
Не нужно превращать подготовку к ЕГЭ в суету. Нужно понять правила, по которым он сдается, и всё. А больше уделять времени для познания мира. В 16-17 лет очень много сил для того, чтобы начать делать что-нибудь свое, не встраиваясь в систему.
100-балльники по ЕГЭ
Никита Мельников
читать интервью
скрыть интервью
Студент МГУ, Москва, 20 лет
На 100 баллов я сдал три экзамена: русский язык, химию и биологию.
Русский язык — для всех обязательный экзамен. А химия и биология — обязательные для тех, кто поступает в медицинские вузы. Я был уверен, что поступаю в медицинский. Врачом я захотел стать только в 9 классе, а до этого усиленно готовился к поступлению в МГИМО: изучал английский и французский. У меня были до этого проблемы с химией, но мне попался классный репетитор, которая показала мне химию с совершенно нового ракурса. Мне захотелось связать свою жизнь с чем-то естественно-научным. Химиком мне не быть, поэтому я пришел к медицине. Захотел стать врачом, чтобы разобраться, как работает тело человека. Я немного горжусь тем, что не стал врачом из-за просмотра медицинских сериалов.
Школу я заканчивал в родном для меня Таганроге Ростовской области в 2013 году. В моем регионе каждый год ЕГЭ пишут достаточно хорошо, и у проверяющих возникают вопросы о списывании. Но я чист. Я призер городских и региональных предметных олимпиад, поэтому особой сложности при сдаче не испытывал. Мои знакомые тоже писали сами.
В моей школе учителя особо не нагнетали атмосферу вокруг сложности ЕГЭ. Для меня стали сюрпризом мои 300 баллов по ЕГЭ. Причем каждая новая сотня вызывала еще большее удивление, чем предыдущая. В школе даже организовали тотализатор после моей второй сотни: получу ли я еще 100 баллов. Может быть, кто-то даже озолотился на моих экзаменах. Я же был уверен, что напишу все экзамены больше, чем на 90 баллов — это была моя цель. В Таганроге и в Ростовской области я оказался единственным человеком, который сдал три экзамена на 100 баллов. В России таких тоже немного. Еще чуть-чуть, и у меня было бы 400 баллов. Я завалился на английском — у меня всего 94 балла.
В 2013 году все тесты ЕГЭ оказались в сети, но на моих результатах это не особо сказалось. Я не склонен доверять людям, поэтому считал, что Министерство образования специально вбросило в сеть ложные варианты, чтобы предотвратить списывание. Я предпочел свои знания, как оказалось, не зря. Но кто-то из моих одноклассников ими пользовался.
В тот год появление вариантов в сети в целом не очень сильно сказалось на результатах ЕГЭ. Те, кто учился паршиво или средне, так же и написали экзамен. Но вот для тех, кто учился хорошо, выложенные в сеть варианты помогли набрать более высокий балл. Не было тех, кто учился на три, а получил в результате пять.
Из-за того, что в Ростовской области ЕГЭ пишут на уровне с Москвой и Санкт-Петербургом, у нас проводились ежегодные проверки. Я как 100-балльник под нее попал. Она заключалась в том, что выясняли через официальный запрос мои результаты обучения за предшествующие годы. Проверяющим показали мои дипломы за олимпиады, и они быстро отстали.
С моей точки зрения, ЕГЭ — очень сбалансированный экзамен. Если ты средний школьник, то ты пишешь части «А» и «B» на 50-60 баллов и выпускаешься из школы. Если ты более-менее одаренный, то для тебя есть часть «С». Я не представляю, как можно не написать часть «А» — она настолько базовая. ЕГЭ, как бы его ни критиковали, действительно определяет качество студентов. Кто набрал высокий балл, тот и хорошо учится в вузе. А те, кто набрал невысокий балл, и учится хуже. Это не аксиома, но как правило работает. ЕГЭ — это индикатор.
Для меня лотереей была часть «C» экзамена по биологии. Там просят назвать три фактора. Если ты назвал больше, то молодец. Но если не назвал указанный в ключе, то тебе урезают баллы. Хотя мог назвать какой-нибудь фактор, который просто не предусматривается ключами, ориентирующимися на среднего школьника.
Не нужно волноваться при сдаче. Не нужно перебарщивать с употреблением энергетических напитков. Одна моя знакомая заработала аритмию таким образом, готовясь к ЕГЭ.
Рано пока говорить об успешности или провале ввода ЕГЭ в школы, потому что еще не так много людей, поступивших в вузы по результатам этого испытания, уже начали работать. Через лет десять об этом уже можно будет судить по качеству кадров.
Не знаю, как можно гордиться результатами сданного экзамена, если ты до этого учился 11 лет.
100-балльники по ЕГЭ
Олеся Пастушенко
читать интервью
скрыть интервью
Студент МГМУ им. Сеченова, Москва, 19 лет
Я заканчивала гимназию в Сергиевом Посаде в 2013 году. Сдала ЕГЭ по химии на 100 баллов. Химию я выбрала не сразу. Изначально я хотела быть переводчиком. За два года до выпуска мой папа, физик-химик, посоветовал мне сдавать химию. И с тех пор я начала активно заниматься с репетиторами. У меня очень изменилась успеваемость по предмету. Раньше по химии я получала тройки и четверки, а в старших классах одни пятерки. Начала ходить на спецкурсы. В какой-то момент поняла, что мне нравится химия, поэтому выбрала фармацевтический факультет.
Занималась очень насыщенно. У меня в гимназии можно было выбрать два предмета, по которым преподавалась усиленная программа. Спецкурс по химии шёл раз в неделю по три с половиной часа. К этому прибавлялись три урока химии в течение недели. Репетитора посещала два раза в неделю по полтора часа. Помимо этого, я ходила в медико-биологическую школу два раза в неделю. В ней занятия длились по два часа. Ко всем этим занятиям надо было готовиться. Параллельно с химией у меня была такая же история с биологией. И это не считая домашних работ по другим предметам.
В день сдачи не было ничего особенного. Встретились в гимназии, пошли в школу, где писали ЕГЭ по химии. Написала я очень быстро. Я даже никуда не выходила, чтобы подсмотреть. Когда написала, была уверена, что в целом сдала на высокий балл. Конечно, не 100 баллов, потому что можно было допустить какую-нибудь ошибку, за которую снимут баллы.
О результате по химии я узнала непосредственно на выпускном. Я прихожу такая вся в платье и на каблуках, а мне навстречу мчится подруга и кричит, что у нее 100 баллов. Я смотрю, что у меня тоже 100 баллов. И мы все так радовались! И родители были очень рады.
Мне известен только один случай коррупции. Один мальчик купил олимпиаду, которая зачлась ему как 100 баллов по предмету. А списывание — это не грех. Нормально выйти в туалет и что-нибудь подсмотреть на шпаргалке. Так поступали очень многие.
В 2013 году было очень радостно, что варианты тестов появились в интернете. Все, естественно, их изучили вдоль и поперек. Не повезло тем, кто до этого вложил деньги в то, чтобы купить варианты заранее и посмотреть. Лично я скачала эти тесты и прорешала их с репетитором. В итоге мне попался вариант, в котором были намешаны задания из разных тестов, которые были в сети. Я думаю, эта ситуация повлияла на мои 100 баллов.
Эта ситуация повлияла и на тех, кто готовился не так напряженно, как я. Например, моя подруга, которая училась хуже среднего, написала свой ЕГЭ на 100 баллов. Другое дело, что даже при наличии этих вариантов в сети были люди, которые готовились к экзамену больше меня, но сдали его на 90-95 баллов.
Мне гораздо легче решить тест, чем что-то устно отвечать преподавателю. В устной форме сдачи экзамена очень много субъективного. Часто оценка зависит от настроения у тебя и учителя. А тест решается за отведенное время, в течение которого есть только ты и бланк с заданиями. Но я понимаю, что у всех отношение к этому может быть разным. Любой экзамен — это лотерея, не только ЕГЭ. Мне кажется, заблуждаются те, кто утверждает, что эта форма сдачи не выделяет лучших из лучших. Есть разные уровни заданий. Часть «C» троечники не решат.
Некоторое время я, конечно, гордилась своими 100 баллами по химии. Но сейчас это уже забылось и нигде не всплывает. Но при поступлении мне этот результат сильно помог.
Тем, кто сейчас готовится к ЕГЭ, очень важно нанять репетитора. Очень редко бывает так, что человек очень умный, целеустремленный и способен сам контролировать свой процесс подготовки к экзамену. И, пожалуйста, не надо начинать готовиться к ЕГЭ в мае.
100-балльники по ЕГЭ
Пётр Дрожжилов
читать интервью
скрыть интервью
Студент НИУ ВШЭ, Москва, 19 лет
Моим 100-балльным экзаменом была математика. Я специально выбирал факультет для учебы, где будет больше математики и меньше физики. За годы школьного обучения мне физика очень надоела. По этому предмету в моем сергиево-посадском лицее была очень большая нагрузка, и я просто потерял к нему интерес. По математике мне было легче получить 100 баллов, чем по физике. На пробных ЕГЭ по этому предмету я показывал не очень хорошие результаты, поэтому ориентировался на математику. Но в итоге набрал по физике 98 баллов.
К ЕГЭ я начал готовиться сразу, как сдал в 9 классе ГИА (государственная итоговая аттестация, аналог ЕГЭ для общеобразовательных школ — last30). Но в 10 классе особой подготовки не было. На уроках мы просто проходили темы, необходимые для сдачи ЕГЭ. А вот в 11 классе был уже отведен специальный день, в который мы готовились к ЕГЭ по математике и по русскому языку. В этот же день проходили программу первых курсов вузов.
В итоге я очень спокойно и без волнения сдал математику, потому что бы уверен в собственных силах.
Я никуда не выходил списывать, потому что математику я отлично знал. Но математику легче списать, в отличие от русского языка, потому что там задачи, которые решаются по определенному алгоритму. А русский язык подразумевает сочинение в части «C» — это намного сложнее. Но лично мне показалось, что самый коррумпированный экзамен — это физика.
В 2013 году варианты тестов оказались в интернете. За день до экзамена мы их все прорешали. И в итоге мне достался на экзамене по физике один из них. Поэтому я набрал 98 баллов. Но на остальные сданные мной предметы утечка вариантов ЕГЭ никак не повлияла. На моих знакомых эта ситуация отразилось неравномерно.
Результата ЕГЭ я ожидал, почти не нервничая, потому что я поступал на факультет, где не требовались такие уж высокие баллы. Я был уверен, что я их наберу. Но в итоге я набрал более высокие баллы, и мне удалось поступить в более престижный вуз, чем я планировал до этого. И тётя моя настояла, чтобы я пошёл в Высшую школу экономики.
Реформа ЕГЭ полностью удалась. В последние годы после моей сдачи усилился контроль, в классах появились видеокамеры, благодаря этому результаты стали максимально объективными. В туалетах более усердный контроль. И я считаю такие меры правильными, потому что это делает результаты более объективными. И мне не стыдно, что я в тот год решал попавшие в сеть варианты заданий. Эта утечка привела к улучшению самого экзамена.
Мои 100 баллов по математике — это повод для гордости. Я стремился к этому результату. Просто спал и видел эти 100 баллов. В моей группе на факультете нет 100-бальников, кроме меня.
Выпускникам этого года желаю усердно готовиться, прорешивать как можно больше вариантов и не пытаться списать на экзамене.
100-балльники по ЕГЭ
Ольга Кузьменко
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 22 года
Я сдала литературу на 100 баллов в 2010 году. Ее я выбрала, потому что мне надо было поступать на журфак, где она профильный экзамен. Другими моими ЕГЭ были русский, математика и английский. Со мной в классе литературу сдавали только два человека. В моем классе многие выбирали физику. Впрочем, это уже было так давно, что я не помню.
Когда ЕГЭ ввели? В 2009-ом? В своей первой школе, мне казалось, что я буду специально готовиться к математике. Но в 9 классе я перешла в новую школу, где математика преподавалась отстойно. Поэтому особого выбора не оставалось, и я сосредоточилась на литературе, и выбрала журфак. Если бы у меня в школе не возникло проблем с математикой, то, вероятно, я ещё подумала бы о вариантах поступления.
Процесс подготовки к ЕГЭ был самым обычным. Мы делали тестики в жёлтых книжечках. Репетитора не нанимала, а иногда дополнительно занималась с моей учительницей по литературе. Иногда — это пару раз за учебный год.
В 2010 году на журфаке за три месяца до нашего поступления ввели вступительное сочинение. За год до нас его отменили, и через год после нашего поступления сделали это еще раз. Но мне уже пришлось готовиться к сочинению. Поэтому я ходила на дополнительные курсы на журфаке, где готовили к сочинению, но не к ЕГЭ. Я ощущала эту ситуацию несправедливой. Но, благодаря тому, что заработала много баллов по ЕГЭ, мне в итоге и удалось поступить: по русскому — 94 балла, по английскому — 100 баллов, ну и по литературе. По английскому я 100 баллов получила автоматически, потому что заняла призовое место на олимпиаде «Ломоносов» в МГУ.
В день сдачи я не пыталась списывать — просто не умела это делать. Навык я этот приобрету только за годы студенчества. В школе сильно нервничала всегда, когда пыталась списать, поэтому решила на ЕГЭ даже не пытаться. Телефон сдала вместе с сумкой. Мои знакомые вроде бы тоже не списывали. И о купленных ЕГЭ среди своих знакомых я тоже ничего не слышала.
Для меня было полной неожиданностью получить 100 баллов. Я знала, что допустила ошибку в части «C». Это была фактическая ошибка, за которую обычна снимают довольно много. Поэтому, когда мне объявили о моих 100 баллах, то я удивилась. Это было странно.
Для меня эти баллы никогда не были поводом для гордости. Когда я уже сдавала вступительные на журфак, как раз сочинение и творческий конкурс, то результаты по ним были не очень высокими. Если бы не ЕГЭ, то, вероятно, в МГУ не поступила бы. Хотя, наверное, пять лет назад было прикольно получить 100 баллов, и этим значительно облегчить свое поступление.
Я убеждена, что введение ЕГЭ по математике убивает этот предмет. Наша преподавательница готовила нас так, чтобы все сдали часть «A» и «B». Ей же было важно, чтобы все наверняка получили проходной балл. И поэтому к части «C» нас не готовили в принципе. Половина класса ее в принципе не могла решить. Поэтому у нас не было математики. Например, литература — предмет по выбору. ЕГЭ по этому предмету ни на что не влияет: у нас как не читали ничего, так и не будут. А из-за ЕГЭ по математике, которое сдают все, уровень этого предмета становится только ниже.
Выпускникам этого года желаю получить нормальное образование и не поступать на журфак.
100-балльники по ЕГЭ
Антон Руненков
читать интервью
скрыть интервью
Студент РГУ нефти и газа им. Губкина, Москва, 20 лет
Я сдавал четыре ЕГЭ: русский, математику, химию и английский язык. На 100 баллов сдал химию. Ее я выбрал, потому что это был мой любимый предмет. Когда заканчиваешь школу, то задаешься вопросом «Куда поступать после школы?». Так как мне нравилась химия, то я хотел поступить на связанную с ней специальность. Мог пойти в МГУ на химфак, МХТУ имени Менделеева и РГУ нефти и газа. Я ходил на курсы в МГУ. Мне там не понравилось, там всё было слишком старым и неремонтированным. После вуза хочется найти хорошую работу, которая будет приносить доход. И такую возможность мне предоставлял только РГУ нефти и газа.
Я заканчивал лицей №1535 на станции метро «Спортивная». Активно готовиться к ЕГЭ я начал в 10 классе. Хотя тогда я преимущественно готовился к олимпиадам. Для этих целей я нанимал репетитора. Подготовка к ним дала мне глубокие знания по химии. Я научился отвечать не только на конкретные задания, но и научился думать. Благодаря этому в 11 классе мне не пришлось нанимать репетитора. Я уже сам мог объяснить, что происходит в каждой задаче, а не пользовался заученным алгоритмом решения.
В моем классе я был единственным, кто выбрал ЕГЭ по химии. Большинство моих одноклассников сдавали обществознание и историю, а затем поступали в НИУ ВШЭ. Один мой одноклассник набрал 100 баллов по русскому языку. В принципе многие из них были на всероссийских олимпиадах, поэтому им результаты ЕГЭ были не так важны.
Экзамен по химии я сдавал последним. Поэтому не волновался. Все-таки самое страшное в ЕГЭ — это не забыть формулу, а неправильно заполнить бланк ответов. К тому моменту я прорешал десятки тренировочных тестов, просмотрел некоторые олимпиадные задание с ранних этапов Всероссийской олимпиады и МОШ(Московская олимпиада школьников — last30). Вера в абсолютную подготовленность окрыляла меня, заряжала уверенностью на все 100%.
Слитые в 2013 году задания мне никак не помогли. У меня были варианты, которые считались якобы настоящими. В действительности оказалось, что это фальшивка. Впрочем, лишний раз попрактиковался. Тоже полезно.
Пожалуй, поступать легче не стало. Важен другой аспект. Выпускники могут оценивать свои шансы на поступление не выходя из дома и теоретически претендовать на поступление в любой вуз заданной направленности. Тогда как раньше приходилось сдавать экзамены в каждый вуз отдельно.
Минус ЕГЭ в том, что старшеклассники занимаются не получением и анализом приобретеннных знаний, а оттачиванием мастерства в выполнении шаблонных тестов. Едва вникая в суть происходящего процесса. Разумеется, я имею в виду естественные дисциплины.
Я нисколько не горжусь 100 баллами по ЕГЭ. Призовое место на статусной олимпиаде — вот чем стоит гордиться. А 100 баллов на ЕГЭ… Да, красивая цифра, но не более.
Выпускникам текущего года я пожелаю выспаться перед экзаменом и быть очень внимательными при прочтении заданий. Это правда очень важно.
Гораздо больше хочу сказать нынешним десятиклассникам. По своему опыту, наступающее лето - ключевой отрезок для абитуриента, настроенного на превосходные результаты. Целое лето можно растранжирить на веселье и тусовки. А можно и нужно посвятить добрых пару-тройку недель на подготовку к экзаменам. В спокойной обстановке и размеренном темпе. Заблаговременная подготовка принесет обширный запас знаний, положительный настрой и уверенность в успешной сдаче.
100-балльники по ЕГЭ
Василиса Лебедева
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 21 год
Я закончила Государственную столичную гимназию в Москве в 2010 году. На 100 баллов сдала экзамен по литературе. Я поступала на журфак в Вышке в 2010 году, поэтому мой выбор пал на литературу. Решила я это задолго до выпускного класса. В 9 классе я решила поступать на журфак. Тогда еще обязательным вступительным экзаменом была история, и к ней тоже приходилось готовиться. Но в мой год поступления ее отменили.
У меня в классе только четверо сдавали литературу. Но гимназия была гуманитарной, поэтому большинство сдавало соответствующие предметы: историю, обществознание, английский язык. Но были и те, кто сдавал естественные науки — их было немного.
Мне очень помогла моя учительница литературы. Она много занималась дополнительно с теми, кто выбрал этот предмет для сдачи ЕГЭ. Ей хотелось, чтобы мы сдали экзамен как можно лучше. Она была лучшей учительницей литературы в гуманитарной гимназии — понимаете, как ей это было важно? Наши пробные ЕГЭ, которые мы решали в школе, она оценивала очень строго. Например, я не получила ни разу больше 70 баллов. А при сдаче ЕГЭ оказалось, что всё намного проще. Поэтому в итоге я сильно была удивлена результатом. Мой ЕГЭ учительница, с учётом того, что я там написала, оценила бы на баллов 50 — не больше.
Параллельно с этим я ходила на курсы при Московском государственном лингвистическом университете. Но эти курсы мне никак не помогли, и только отнимали мое время. Это были выкинутые деньги. Результаты ЕГЭ моих знакомых, кто посещал эти курсы, говорили сами за себя: никто больше 65 баллов не набрал.
Меньше всего я как раз волновалась перед экзаменом по литературе. Я пришла не него абсолютно спокойной. Но, выйдя с экзамена, я была собой сильно недовольна. Была полная уверенность, что всё провалила. В тесте были темы, которые я знала на среднем уровне. Там была тема «Пейзаж в русской лирике». На меня напал дикий ступор, я не знала, что писать. Написала какие-то свои отрывочные знания. Но в моей школе их явно не хватило бы для сдачи экзамена на приличную оценку. Ее назвали бы отпиской Поэтому сразу после экзамена позвонила своей учительнице и сообщила, что всё плохо. Она мне посочувствовала.
Это не пафос. Я не бравирую. Но если за это ставят 100 баллов, то как же другие люди сдают литературу? Каков уровень знания ее в стране?
ЕГЭ рассчитан на троечника. В нем невозможно продемонстрировать свой реальный уровень. Необходимость сдачи экзамена именно в такой форме — это унижение талантливых учеников. Старое доброе сочинение для сдачи литературы было бы лучше. А ЕГЭ, особенно по русскому и математике, дает возможность троечникам проскочить и выпуститься из школы, и даже поступить в вуз.
Введение ЕГЭ плохо отразилось на нашем образовании, потому что он никак не отражает реальных знаний. У меня были знакомые, которые работали в приемных комиссиях в престижных вузах. Они рассказывали, как приезжали 100-балльники ЕГЭ из северо-кавказских республик с родителями, которые выполняли функцию переводчика. Переводчика для людей, сдавших русский язык на 100 баллов.
Я училась в группе с девочкой, которая на первом курсе не постеснялась сказать: «Я только сейчас прочитала "Капитанскую дочку" и "Евгения Онегина". Оказывается, Пушкин — классный писатель!». Когда я у нее поинтересовалась, на что она сдала ЕГЭ по литературе, то выяснилось, что на 85 баллов. Понимаете, если мне моя работа на 100 баллов казалась отпиской, то я допускаю, что где-то есть комиссия, способная оценить знания этой девушки на 85 баллов.
Обидно за уровень знания русской литературы.
Но лично для меня 100 баллов по литературе, наверное, не повод для гордости. Хотя и хочется иногда в компании, где заходит об этом речь, сказать: «А вы знаете, что у меня 100 баллов по ЕГЭ?». В шутку я такое могу сказать, но в глубине души мне всё равно. Я ведь знаю, что могу лучше сдать экзамен. Ведь бывало так, что мои реальные достижения не оценивались по достоинству.
ЕГЭ — это натаскивание на формат. Он не дает возможность узнать уровень знаний. Именно поэтому я желаю выпускникам натаскиваться на этот формат, к сожалению.
100-балльники по ЕГЭ
Владислав Чинилов
читать интервью
скрыть интервью
Студент НИУ ВШЭ, Москва, 19 лет
В 2013 году на 100 баллов я сдал физику. Школу, гимназию №9, я заканчивал в наукограде Королёв в Московской области. Физику я выбрал, потому что у меня моя мама вела этот предмет. И еще в течение двух лет я собирался поступать на физический факультет или в МГУ, или в МФТИ, поэтому были реальные возможности сдать физику на высокий балл.
У меня в классе у многих были технические и естественно-научные предпочтения, поэтому вместе со мной физику в качестве экзамена по выбору взяли 10 одноклассников. Как вы понимаете, в Королёве такой выбор очень распространенный.
Подготовку к ЕГЭ по физике я начал, можно сказать, с 7 класса, когда стал участвовать в олимпиадах. А целенаправленно заниматься подготовкой к ЕГЭ я начал с 10 класса. Были занятия с репетитором.
У меня в семье была напряженная обстановка из-за сдачи ЕГЭ по физике. Моя мама считала, что моя оценка будет очень важна для оценивания уже ее преподавательских качеств. И мои отец с братом были очень осторожны в своих ожиданиях. Но лично я не могу сказать, что сильно переживал. У меня была уверенность — я владел материалом. Мать, очевидно, больше волновалась.
На самом экзамене я взял бланк; просмотрел его; понял, что всё решаемо; выполнил все задания, сдал бланк. На сдачу экзамена я потратил чуть меньше трех с половиной часов.
На окружающих сильно повлиял тот факт, что в 2013 году многие варианты ЕГЭ оказались слиты в сеть. У многих оценки были явно выше, чем предполагалось изначально. Но лично на меня это не сильно повлияло. Мне показалось, что уровень заданий в слитых вариантах был несколько ниже того уровня, к которому я тогда готовился. Пробные ЕГЭ я писал всегда примерно на 95 баллов. Но слитые задания сыграли свою роль в том, что было меньше волнения.
Факт появления в сети вариантов ЕГЭ негативно сказался и на статусе ЕГЭ, и на вузах, которые были вынуждены принимать людей с завышенными баллами. Для поступивших в хорошие вузы таким образом это представляет тоже проблему — им не хватает знаний, чтобы учиться.
Но в целом я поддерживаю введение ЕГЭ. Конечно, осталась коррупция: она перетекла из университетов в школы. Люди, обладающие деньгами и властью, оставили за собой возможность списать или нарисовать оценку. Но всё равно, благодаря введению ЕГЭ, эти коррупционные схемы усложнились. В некотором роде, даже появление заданий в интернете уровняла всех участников. Люди, не обладающие деньгами и властью, получили возможность повысить себе оценку. Наверное, ЕГЭ действительно убивает креативность. Но в целом, я уверен, что при будущих модификациях экзамена эти проблемы будут исправлены.
В Высшей школе экономики, где я учусь, разрабатывали ЕГЭ, но я не уверен, что они делали это под себя. Ведь 70% поступающих на бюджет в этот вуз — победители университетской олимпиады.
У меня нет ощущения, что ЕГЭ как-то ограничивает талантливых выпускников. Он как экзамен легкий только в части «А». Дело всё-таки не в оценке абсолютных знаний, а в относительных — важен проходной балл. Если кому-то кажется, что их уровень выше ЕГЭ, то обычно такие люди поступают по олимпиадам, и обходят систему набора проходного балла. Так сделал я. Я поступил в Вышку благодаря олимпиаде. А мои 100 баллов по ЕГЭ не сыграли в этом никакой роли. Я прошёл в итоге по олимпиаде еще и на физфак МГУ, но это мне нужно было больше для самоудовлетворения. Я предпочел экономический факультет в ВШЭ.
Но и сейчас для меня мои 100 баллов всё равно остаются предметом гордости. 100 баллов и не 100 — это разные вещи. Ведь это самый высокий результат. Выше его никто не сделает, только сравняется. Ну и плюс, повод для радости и гордости моей мамы.
Желаю тем, кто сейчас сдает ЕГЭ, учитывать все свои возможности, стараться сравнивать детально все предполагаемые варианты поступления. Но всё-таки делать то, что нравится, то, что хочется. Это главный секрет успеха.