Объект

Герои

100-балльники по ЕГЭ

27 мая 2015 г.

Интервью
Сергей Простаков
Автор проекта, историк, журналист
Фото
Сергей Карпов
Автор и продюсер проекта, фотограф
перейти в галерею

Казалось, что советское образование, став российским, было одной из немногих сфер, которая не нуждалась в реформировании. Слишком много достоинств было у советской средней и высшей школы: доступность, бесплатность, всеобщность. Но были и недостатки, которые свободный рынок и открытые границы довольно быстро высветили.

Как оказалось, человек с российским гуманитарным дипломом практически не может найти работу по специальности в Европе. Образовательные программы отличались, что ограничивало свободное общение российских студентов и ученых со своими коллегами в других странах. Чтобы преодолеть эту проблему, Россия вступила в Болонский процесс, вводя многоуровневое высшее образование. Российские дипломы стали признаваться на Западе. В 1990-е стало возможным платить за обучение и предоставлять на коммерческой основе образовательные услуги. Российская Конституция так и не гарантировала бесплатность среднего школьного образования. Вопрос о введении оплаты за «10 и 11 классы» продолжает оставаться открытым. Реформа образования в постсоветской России оказалась одной из самых затяжных, исход которой до сих пор неясен.

Вероятно, главным и самым известным ее символом стало введение Единого государственного экзамена в школах — ЕГЭ. Главная идея ЕГЭ — возможность сдать в школе стандартизированные для всей страны выпускные экзамены, результаты которых будут учитываться при выдаче аттестата о среднем образовании и поступлении в вузы.

Реформа готовилась в течение первого постсоветского десятилетия. Примером для реформаторов служили школьные экзамены, существовавшие до этого в западных странах.

Эксперимент с ЕГЭ начал осуществляться в 2001 году в Чувашии, Марий Эл и Якутии. Постепенно к нему прибавлялись новые регионы. В 2008 году ЕГЭ уже сдавался во всех субъектах РФ. За эти годы сложилась его окончательная форма. С 2009 года ЕГЭ — единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы.

Последние 15 лет единый экзамен оставался поводом для дискуссий и споров противников и сторонников реформы российского образования. Нельзя выделить какую-то одну профессиональную или социальную группу, принявшую или не принявшую ЕГЭ. Мнения разделились у выпускников, их родителей, учителей, преподавателей вузов.

Противники единого экзамена указывают, что переход к тестам приводит к зазубриванию, снижает логическое мышление. Его сторонники настаивают, что тесты стандартизируют оценивание знаний вне зависимости от школы и социального происхождения ученика. ЕГЭ позволяет избежать или, по крайней мере, снизить коррупцию при поступлении в вузы. Противники этой точки зрения утверждают, что коррупция переносится из приемных комиссий вузов в школы. В тестах встречаются ошибки. А по такому предмету, как обществознание, в тесте вообще невозможно указать единственный правильный ответ, так как гуманитарное знание подразумевает разные точки зрения. Зато ЕГЭ со своей системой ста баллов позволяет выделить лучших из лучших, а не оценивать всех школьников по узкой и неясной пятибалльной шкале.

Сегодня именно лучшие из лучших, получившие 100 баллов по ЕГЭ, расскажут в галерее «Последние 30» о достоинствах и недостатках единого экзамена.

Интервью
Сергей Простаков
Автор проекта, историк, журналист
Фото
Сергей Карпов
Автор и продюсер проекта, фотограф
перейти в галерею
Поделиться
в социальных сетях:
просмотров: 6318

Мнение