Герои
Русские мусульмане
Ирина Амина Бакыр
читать интервью
скрыть интервью
Филолог, Москва, 35 лет
В исламе я около 10 лет, точно не помню, могу посчитать по количеству Рамаданов, которые прошли за это время. Наверное, с 2006 года.
Я люблю религии и духовные учения в принципе, меня очень увлекал одно время индуизм, его глубина, богатейшая мифология. Но даже практика чтения мантр требовала минимум 40 минут в день. Это оказалось слишком сложно для меня. Хотя вегетарианство осталось в моей жизни и улучшило ее.
В православии я не нашла ответов на свои вопросы: очень много идеологических конструкций и интеллектуальных спекуляций. Хотелось больше контакта с Божественным через сердце. Мне в целом ближе мистические течения, такие как суфизм в исламе или исихазм в христианстве. Мне также сложно дается концепция греха – постоянные разговоры о том, что жизнь на земле началась с первородного греха и вся наша природа повреждена изначально. Я когда-то писала для воркутинской газеты, в том числе про секты с точки зрения православной девушки, конечно, в осуждающем ключе. Думаю, я хорошо изучила интеллектуальную сторону православия.
Однажды в исламской стране я впервые зашла в мечеть и почувствовала себя дома. Мне было хорошо там. Хотя я не понимала, что происходит: какие-то люди наклоняются, что-то говорят при этом. Потом шаг за шагом получала все больше информации – читала, разговаривала с мусульманами, приглядывалась к ним. Пришло время прочитать Коран, и как искренний человек я не могла не признать его истинность. В итоге приняла ислам.
Чтобы быть мусульманином, требуется соблюдать пять столпов: это вера в Единобожие, Посланника Аллаха, ангелов и загробную жизнь, намаз, пост в Рамадан, хадж хотя бы раз в жизни и ежегодный налог в пользу бедных. Я с удовольствием воспользовалась возможностью поменять имя – Амина звучит для меня намного приятнее. Я работаю со словами, поэтому щепетильно отношусь к звукоформам.
У меня два сына: старшему 14 лет, и я сознательно не давлю на него с религиозной практикой. Он знает, что это учение истинно, и если захочет, выберет его. Младшему сыну два с половиной года, он с удовольствием имитирует намаз. В любом случае он растет в исламской среде и усваивает базовые принципы с первых дней.
Мне трудно говорить о русских мусульманах, потому что национальность для меня вообще не имеет большого значения. Мы все братья и сестры, прежде всего. В самом начале мне, конечно, казалось: о, мусульманин, он как я! Но позже приходит осознание, что, как и везде, люди разные, находятся на разных уровнях осознания, в том числе своей религии. У каждого свой путь. За прошедшие годы жизни в исламе во мне появилось больше терпения и снисхождения к ошибкам других.
Русский ислам ждет хорошее будущее, как и другие религиозные течения. Люди, очевидно, соскучились по Высшим Истинам и стремятся восполнить духовный голод.
Русские мусульмане
Анастасия Заира Лоторева
читать интервью
скрыть интервью
Домохозяйка, Москва, 27 лет
В свое время я очень серьезно подошла к вопросу религии. Я не металась из одной веры в другую – долго изучала, читала, разговаривала с людьми. У меня была подруга, этническая мусульманка, но, как я сейчас понимаю, далекая от ислама – знакомство с религией происходило с её помощью. Это были не споры, а такой режим диалога – мы узнавали другу у друга, как и что в христианстве и исламе. Большое ей спасибо за терпение.
Я родилась в Казахстане, у меня много друзей оттуда, которые сейчас живут в Москве. Помню, когда я приехала сюда поступать в РУДН, я нашла здесь своего старого друга детства, этнического мусульманина, и вот мы стали много общаться. Я ему сказала, что хочу принять ислам. Он мне помог с этим, хотя очень удивился.
С родителями не возникло никаких проблем. Бабушка у меня вышла второй раз замуж за татарина, папины братья мусульмане. Папа обиделся только, что я не сразу сказала об этом. Сейчас говорит, что мне очень идет хиджаб.
Первый важный вопрос, который я решила узнать, когда принимала ислам, это вопрос многоженства. Мне это трудно принять. Хотя, многоженство это истина, раз об этом говорится в Коране. Надо понимать контекст – вопрос в том, как многоженство реализуется в современных реалиях, так ли, как того требует ислам? Сможет ли мужчин относиться равно ко всем женам, ко всем семьям? Плюс в современной России вторые жены не имеют юридических прав, а это уже несправедливо. Многоженство – это выход, скорее, для женщин с детьми, которые идут вторыми женами. Это своеобразная помощь общины.
Люди по-разному относятся, когда узнают, что я мусульманка. Когда я приняла ислам, мои друзья говорили: «Ты сошла с ума, надо позвонить твоим родителям, они вправят тебе мозги!». А кто-то поддержал. С одной подругой мы все обсудили, решили, что между нами все останется по-старому. Все люди реагируют по-разному.
Мой муж наполовину турок, наполовину узбек. В его семье меня приняли хорошо, несмотря на то, что я другой национальности – главное, что мусульманка. Тут не вопрос предрассудков, а исключительно бытовой – важно, как мы относимся к воспитанию детей, например. Женщина в исламе должна знать свои права – мы с мужем равны, просто у него больше ответственности за семью. Я ему доверяю решение многих вопросов.
Мне хочется, чтобы русские мусульмане сохраняли свою идентичность – например, те же имена. Моему мужу очень нравится мое русское имя – Анастасия. Он любит русскую культуру, занимается журналистикой. Хочется, чтобы русские мусульмане больше ценили свою культуру, а не слепо копировали какие-то вещи с востока.
Жить в исламе значит быть покорной, богобоязненной. Ислам – это образ жизни, а не просто набор догматических утверждений. Ты не можешь обмануть, не можешь украсть. Ты стараешься жить чисто и помнить о Боге.
Число русских в исламе будет расти, потому что сейчас время духовного поиска. Это здорово, что люди находят себя в христианстве, в иудаизме, в исламе – верят в Бога. Мне бы хотелось, чтобы наша община больше занималась общественной деятельностью, чтобы среди нас было больше врачей, учителей, ученых. Чтобы мусульмане были полноценной ячейкой общества.
Русские мусульмане
Екатерина
читать интервью
скрыть интервью
Дизайнер по вышивке, Москва, 35 лет
Мне сейчас 35 лет, в исламе я с 2008 года. Переломным моментом была смерть моего отца, которая многое изменила в моей жизни. После его кончины я стала искать себя, знакомилась со многими религиями. Может, мне не повезло со священником, поэтому православие меня не удовлетворило. Я не могла найти ответа на вопрос – почему кто-то святой, а кто-то нет, хотя жил праведно? В исламе я почувствовала себя спокойно. Так и осталась.
Мне кажется, все верят в одного Бога. У меня в семье все христиане, дедушка был старообрядцем, они из Кировограда. Только я мусульманка и мой сын, пожалуй. Ему сейчас пять лет. Он мусульманин, потому что рожденный от мусульманки тоже становится мусульманином. В Египте мы сделали ему обрезание, в России это можно сделать только по показаниям. Хотя я ращу его в среде веротерпимости – он такой же, как и все дети вокруг. Сына я воспитываю одна.
Делать первые шаги в исламе мне помогал мой друг из Каира, он врач по образованию, очень хорошо говорит по-русски. В самом начале он что-то мне рассказывал, подсказывал. Потом уже я встретила отца своего ребенка, он тоже мне давал советы. Хотя ислам я приняла без них. Я была в Египте, зашла в мечеть, после разговора с имамом я произнесла шахаду. Я тогда уже выучила несколько сур, стала засыпать с ними. Они мне очень помогают, на душе становится так хорошо.
Когда я приняла ислам, моя мама меня поддержала. А вот сестра и брат восприняли в штыки, но сейчас общаемся очень хорошо – они привыкли и видят, как я живу, видят, что я счастлива. Брат и сестра помогают мне в моей работе, все хорошо. Бог посылает нужных мне людей – хорошие люди со мной всегда.
Я очень долго не носила хиджаб, наверное, первые несколько лет точно. И сейчас не всегда ношу. Хотя мне в нем комфортно, я чувствую себя защищенной. Но не всегда получается его носить. В обычной жизни я одеваюсь вполне по-светски. Совсем недавно я снова начала носить хиджаб.
Недавно я приняла участие в проекте на НТВ «Худеем вместе». Там я была в одном купальнике, не все поняли это. Ко мне даже подходили и говорили, что мусульманке так не подобает поступать. Но мои близкие поддержали меня, как поддержали и мои коллеги. Сейчас я стараюсь одеваться более закрыто. Мне так спокойно и хорошо.
Новообращенные мусульмане очень консервативны. Они стараются следовать всему, что написано и как написано. Те, кто в исламе более 10 лет, живут совершенно иначе. Они больше думают, спокойнее на все реагируют. Такие люди знают, что ислам – это долгий путь духовного совершенствования.
Я не хожу в мечети в Москве. Там слишком много разных людей, которые говорят порой не совсем правильные вещи, если вы понимаете, о чем я. Тем более, в исламе посещение мечети не является обязательным столпом веры. Я стараюсь общаться напрямую с имамами, задавая им вопросы в социальных сетях, например.
Русских мусульман как отдельной какой-то группы, мне кажется, не существует. Все общаются между собой, иногда и не знаешь, откуда человек. Только по имени можно определить, но это совсем не важно.
Мне нравится надевать славянскую одежду, например сарафаны – они вполне по канонам ислама, тоже закрытые. Я уверена, что это все вернется. Я часто слышу, когда стою в магазине, как сзади меня муж говорит своей жене: «Почему ты так не ходишь?». Не нужно одеваться в черный никаб, просто закрытая одежда.
Жить в исламе значит нести людям добро. Ислам в России ждут хорошие времена, я надеюсь.
Русские мусульмане
Иван Ахмад Платонов
читать интервью
скрыть интервью
Частный предприниматель, Москва, 20 лет
Мои родители – русские мусульмане. Папа принял ислам еще в 1990-е годы, когда занимался бизнесом и у него были компаньоны из Чечни. Его тогда заинтересовало, как они живут, он стал ходить в мечеть, в итоге и сам принял ислам. Он до сих пор тот человек, который во всем соблюдает каноны ислама. Мама приняла вслед за ним. Меня с детства не принуждали к этому, я рос вне религии, если так можно сказать.
Мой путь к исламу начался 2,5 года назад. У меня тогда все было совсем плохо – я курил, употреблял алкоголь, легкие наркотики, девушки. Жизнь в Люблино такая. Я понял, что надо что-то менять – занялся спортом, отказался от вредных привычек. Как-то раз, уже дома, я посмотрел фильм про сподвижников пророка. Мне понравилось, как там показывалось, как живут люди. Я сравнил свою жизнь и жизнь там, и понял, что хочу двигаться в этом направлении. Так и произошел мой поворот к исламу.
У меня не было особого интереса к христианству вначале. Был пример родителей, и поэтому как-то сразу получилось, что я обратил внимание на ислам. Хотя вот сейчас я общаюсь с девушкой, она мне очень нравится, и она христианка. Поэтому я тоже читаю какую-то литературу, чтобы с ней разговаривать, иметь представление. Мне не так важно, что она христианка, главное, чтобы в Бога верила – это важнее. Если все получится, то поженимся, а там я уже своим примером должен буду ей показать, что ислам – это правильный путь.
Ислам мне кажется очень логичным и простым. Там ничего не меняется, нет десятка толкований. Есть единый Бог. Жить в исламе значит думать о том, что ты можешь дать человеку. Не взять, а именно дать. Мне к этому предстоит еще только стремиться.
Моя жизнь в исламе, конечно, кардинально отличается от того, что было раньше. Я стал работать – открыл свое дело. Кстати, бизнес делаю с человеком, с которым познакомился в московском исламском колледже. Много занимаюсь самосовершенствованием, образованием. Время не трачу на глупости. Дома стало почище – коврик для намаза появился.
В исламе я стал более прилежным в работе – все хочется делать идеально, так, чтобы не было стыдно. И чтобы не подумали – вот мусульманин сделал плохо.
Мой круг общения очень сильно изменился. Друзья одобрили, увидели, как я изменился, они говорят: «Ваня, ты красавчик!». Но, к сожалению, они сами продолжили делать все так, как делали раньше – пить и курить. Но это все равно друзья моего детства, они ими и останутся.
Я не делаю различия на русских и нерусских. Есть верующие и неверующие. Тот, кто верит в Бога, я с ним всегда найду общий язык.
Русские мусульмане никак не отличаются от других мусульман. Может быть, вольнодумны слегка – нам нужно больше настойчивости, какой-то активности, решимости, чтобы принять ислам и жить праведно.
Не знаю, что ждет ислам в России. Все зависит от нас – как мы будем себя показывать, с какой стороны, так и будет. На все воля Бога.
Русские мусульмане
Анастасия Ежова
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 31 год
В исламе я с 1999 года, с возраста 15 лет. Соблюдающей каноны я стала чуть позже – с 2003 года. Я всегда много читала про ислам, мне была близка культура, как-то интересовало все это. Наверное, уже с 13 лет я что-то пробовала читать на эту тему.
К 20 годам у меня сформировался исламский круг общения, который подтолкнул меня к необходимости соблюдения правил – ношение платка, молитвы. Я много общалась с Гейдаром Джемалем тогда, я была его помощницей долгое время – он мой первый учитель. Сейчас наши пути разошлись.
Меня никогда не заботило, что думают люди вокруг. Поэтому мусульманкой я стала легко. Меня заботило, что думают умные люди. У меня много друзей, и не только среди мусульман. Я хожу в светские места, в салоны красоты – все реагируют адекватно. Я не могу сказать, что у нас исламофобское общество.
Я не считаю, что принятие ислама в таком возрасте – это было бунтарство – мне уже 31 год, я все равно остаюсь мусульманкой. Выбор и принятие ислама были осознанными. В 15 лет человек уже вполне ответственен. У меня есть знакомые сейчас, которые тоже приняли ислам рано. И ничего, все живут, развиваются, все хорошо.
Жизнь моя тогда не сильно изменилась – в 15 лет я еще не познала алкоголь, сигареты, поэтому такого рода отказы дались мне легко. Вообще, жить в исламе комфортно. Я люблю море, часто езжу на пляж. Просто выбираю те места, где раздельные пляжи – мужские и женские. Мне нравится кино, не вижу смысла от него отказываться.
За 15 лет в исламе многое изменилось. Сейчас я шиитка, что вообще редкость в мусульманском мире, а уж в Москве – и того единицы. На самом деле, в исламе нет жестких запретов, очень многое разрешено. Есть правила, которые довольно легко исполнять.
Мне кажется, у русских мусульман сохраняется национальный характер, какие- то черты, можно сказать, русский менталитет. Это такая достоевщина, категоричность в суждениях, эмоциональность в порывах. Русский человек во всем хочет дойти до истины, докопаться до всего. Поэтому русский ислам чище, чем этнический. Русский человек приходит в него не как в субкультуру, а как в настоящую религию – в поисках истины.
Конечно, в ислам со стороны русских приходят разные люди – и по любви, и как протест. Кто-то уходит, кто-то остается. Это нормально и естественно. Но последних, как я вижу, гораздо больше. Это радует.
Сегодня я стараюсь не делить мусульман на русских и нерусских. Хотя сначала я старалась общаться только со своими, если так можно сказать. У меня были определенные предрассудки. А сейчас мои лучшие друзья, так уже вышло, это как раз не совсем русские.
Русских в исламе ждет только хорошее. Я вижу, как почти все, кто пришел, остаются здесь и находят что-то свое. Они счастливы в исламе.
Я вижу, что уже сейчас намечается раскол между разными группами мусульман, в том числе и среди русских мусульман. Расколы все те же, что и везде в мире – между шиитами и салафитами. Это может быть опасно.
Русские мусульмане
Анастасия Аиша Корчагина
читать интервью
скрыть интервью
Тренер по развитию, Москва,
В исламе я четыре с половиной года. До этого я была православной. Крестилась в сознательном возрасте, в 19 лет. Я взяла крестных родителей за руку и пошла в храм. Если сравнивать ислам и православие, то ислам выигрывает. В нем нет посредничества – для общения с Богом тебе никто не нужен. Тот же имам – это духовный лидер. Человек, хорошо знающий все грани мусульманского права. Он учитель и наставник, но не посредник. Ислам – это последняя версия Божественного слова. Вот это, пожалуй, главное, что привлекло. Ислам принимают по воле Всевышнего.
Пять лет назад так случилось, что я стала много общаться с мусульманами. И я заметила, что мы думаем в одном направлении, у нас очень похожие мысли и выводы. Это были «этнические» мусульмане.
Мне кажется, что причин принятия ислама три:
Первая - это мужчина, который оказал влияние, например, или близкий человек.
Вторая причина – поиск и выбор религии.
Третья – это как некое озарение, Божья милость такая.
У меня был последний вариант. Помню, я дня три ходила, и у меня в голове крутилась мелодия, ну, знаете, так бывает. И я хожу, ее напеваю, и в какой-то момент думаю – надо посмотреть, что я пою. Я набираю в интернете то, что крутится на языке, и понимаю, что я пою первую часть шахады: «Ля иляха илля Ллах». И к чему это? Как это понимать? Вот так ислам упал на мою голову.
Я думаю, предпосылки для принятия ислама у меня появились давно. Еще в 1996 году я уговаривала своего мужа поехать в Стамбул. «Стамбул – красивый город!» - это было главным аргументом. Мы поехали. Он действительно красивый. Мне всегда нравилась арабская и восточная культура и архитектура. Спустя девять лет в Анталии я купила паранджу. Одев ее в магазине, я почувствовала состояние нирваны. Но, решила, что это не мое, а атрибут иной веры, и отогнала это ощущение. Однако купила ее и привезла в Москву. Сейчас я понимаю, что это все были такие мелкие предпосылки, из которых складывался мой путь к исламу.
Я прожила в браке 14 лет. Мы расстались. Через восемь месяцев я прочитала шахаду и еще через четыре месяца я снова вышла замуж за мусульманина. Мне всегда хотелось, чтобы мой муж разделял мои религиозные убеждения. Оказалось, что сначала их нужно привести в порядок. Прошлый брак был счастливым, но я в чем-то утратила нить отношений, а восстановить сначала не смогла, а потом уже не хотела. От первого брака у меня дочь и сын. У них хороший заботливый отец. Дочь закончила девятый класс, сын пятый. Они знают, как устроен мир. И, милостью Всевышнего, сделают правильный выбор.
Так получилось, что я прочитала шахаду через три дня после того, как подорвали аэропорт Домодедово в 2011 году. Мои друзья тогда были в шоке и сильно перепугались. Они решили, что я попала под какое-то дурное влияние и тоже готовлюсь стать смертницей. Брат считает, что все это - эпатаж. Хотя, относится ко мне с гораздо большим уважением. Со временем, конечно, все успокоились. Сейчас все хорошо, слава Богу.
Я не люблю читать в интернете про ислам – пишут много всего плохого. Как и везде. И очень легко попасть под влияние, под ложные какие-то идеи. Мне повезло, у меня хорошие учителя в исламе и прекрасный муж.
Сейчас я коуч и тренер, помогаю налаживать коммуникацию молодым мусульманкам. Раньше занималась менеджментом и управлением. Потом документальным кино. А по образованию я вообще медик. Правда, врач из меня не получился – слишком близко к сердцу принимала боль других людей и переживала. От такого врача мало пользы.
Русские мусульмане связаны с Россией и свою жизнь мыслят именно здесь. Мне очень хочется, чтобы мусульман становилось больше. Хочется, чтобы у России было все хорошо, особенно в такие сложные времена.
Русские мусульмане
Клавдия Хадиджа
читать интервью
скрыть интервью
Заместитель руководителя женского клуба «Аиша», Москва, 28 лет
В исламе я уже десять лет. Я росла не в религиозной семье, поэтому никакого такого опыта у меня не было – мама растила нас одна, мы часто проводили время на улице. Обычная такая советская семья.
И вот однажды, я работала тогда в фирме у ребят арабов, я разговорилась с ними, они рассказали мне об исламе. Я очень сильно тогда удивилась – то, о чем они говорили, это были мои правила жизни, я так жила всегда! Ислам мне показался инструкцией в жизни, которую я и так уже стала реализовывать. Я выросла на окраине городе, у нас тоже были понятия – честь, достоинство. Здесь все очень похоже.
У нас в центре есть антикризисная работа – мы занимаемся девушками, которых не приняли в семье из-за смены религии. Там совершенно дикие истории есть. Таким людям приходится помогать не один год, адаптировать их к жизни и к новым отношениям. Даже где-то просто помогать материально.
У меня все было иначе – я пришла домой, сказала: «Мама, я приняла ислам». Она спокойно отреагировала, правда, стала называть меня басурманкой. Но это в шутку. Мама радуется, потому что видит, что я не наркоманка, не гуляю и к тому же по канонам ислама слушаюсь и уважаю родителей.
Я помню, произнесла шахаду и очень удивилась – ничего не изменилось. Я ждала какого-то резкого просветления, но оно не наступило. Потихонечку я стала носить хиджаб, точнее, сначала просто косынку назад завязывала. Я стала читать намаз, и как-то постепенно все упорядочилось.
У меня трое детей, я не замужем. Я была замужем в исламе, но, к сожалению, у нас не получилось. Так бывает, в этом плане мы ничем не отличаемся от других людей – не у всех все складывается удачно с первого раза. Я хорошо отношусь к многоженству – в светском мире у меня практически нет шансов выйти замуж – кому я нужна в 30 лет и с тремя детьми? А здесь я пойду второй женой, да еще и хожу, мужа выбираю.
Мои дети знают о Всевышнем, знают об исламе. Я их учу терпеть, благодарить за добро, которое они получают. Моя дочка носит хиджаб. Однажды они играли в снежки в школе, она устала бегать и остановилась. Ей другие дети кричат: «Беги, сейчас попадут». А она ответила: «Если Всевышнему не захочется, то не попадут».
Русские, которые принимают ислам, очень дотошные. Все, кто приняли – очень строго его соблюдают. Совершенно разные люди, совершенно разные истории – все по-разному приходят.
Русский ислам – это чистый ислам. В нем нет национальных обычаев, противоречащих канонам. В нем само предание важнее традиции. Поэтому русский ислам ближе к истине, если так можно сказать.
Ислам в России ждет только рост. Я это вижу по количеству людей, которые к нам приходят. Русские в исламе перестали быть чем-то уникальным. Русских девушек больше, мужчины уезжают, как правило, в Египет, в Саудовскую Аравию. Девушкам легче адаптироваться и жить в исламе.
Русские мусульмане
Алексей Абдулла Терехов
читать интервью
скрыть интервью
Преподаватель английского языка, Москва, 50 лет
Ислам я принял лет десять назад. Началось все с того, что я бросил курить. В Коране говорится о закономерности событий, и мне кажется, что здесь точно есть связь. Я начал с того, что завязал с сигаретами, и у меня тогда началась депрессия. Я понимал, что жизнь как-то совсем грустно выглядит, мне уже 40 лет, а я непонятно чем занимаюсь – семьи нет, работы нет, квартиры нет. Все было очень плохо.
Мне тогда попался Коран в переводе академика Крачковского, и в его версии каждая сура заканчивалась фразой «Может быть, вы будете счастливы». Почему? Кто? Когда? Мне это понравилось. Может, я буду счастлив.
Я собрался с духом, пошел в мечеть, ничего тогда не зная. Знал, что надо ботинки снимать. Пришел, посмотрел – мужики какие-то бородатые, нерусские все. Страшно было. Но я остался, мне стало интересно – дома я был одинок, дома была депрессия.
У меня другой случай, чем у многих, я не искал годами истину. Я пришел, мне понравилось, мне стало хорошо, я остался. И все. Сейчас я ни о чем не жалею, как и обещалось – я счастлив.
Мне кажется, ислам - это последнее вообще, куда русский человек обратит свой взор, но вот у меня так вышло. Хотя начал я, как и все, с христианства, меня бабушка водила в храм, говорила: «Ну, вот Христос умер, Пасха вот», и все такое.
Жена называет меня Абдулла, для мамы я навсегда останусь Алексей. Мне нравится мое имя, данное при рождении. Когда я принял ислам, мне кто-то посоветовал взять имя. Я выбрал похожее на свое имя, ведь Алексей - это человек Божий, и Абдулла тоже как-то схоже переводится.
После принятия ислама я женился на девушке, с которой давно жил. Я понял, что надо рожать детей и уже создавать семью – сейчас у меня двое малышей. Правда, в первое время после того, как я стал мусульманином, я ничего никому не сказал. Жена что-то подозревала, потому что я изменился, но я ей не мог ничего толком объяснить – все твердил про обещание счастья в сурах. Потом она пошла со мной в мечеть и ей тоже там понравилось. В мечети же отдельное место для женщин, балкон свой, другие женщины ей что-то рассказали.
Родителям я долго не говорил. Сейчас полегче стало – мама все же дождалась внучек, а в этом заслуга ислама. Дети у меня растут не то чтобы в исламе, скорее, просто в нравственности. Мы воспитываем их хорошими и добрыми людьми. Платки они не носят, дети еще, зачем им это?
Интересно, что друзья почти все сменились. Старые друзья как-то постепенно отвалились, осталась только одна подруга из Германии. Она, пожалуй, одна из немногих, кто хорошо это воспринял и порадовался.
Я хочу, чтобы жена носила павлопосадский платок, делала из него хиджаб. Мы должны сохранять свои русские традиции – те же сарафаны, например. Я русофилом стал в последнее время, тем более все наше традиционное соответствует нормам ислама.
Я не делю ислам на русский и нерусский. Все люди равны. С таджиками и узбеками у меня только языковая проблема – мы не можем общаться. А с кавказцами нормально, на одном языке говорим.
Я бы хотел возрождать русскую культуру. Необязательно с мусульманами. Можно с православными, я люблю православных, кстати. Вот у меня соседи православные, хорошие люди – они выносят мусор за собой, мне с ними комфортно.
Русские мусульмане
Анастасия Насима Бокова
читать интервью
скрыть интервью
Журналист, Москва, 32 года
В исламе я 15 лет. Приняла его сознательно, в 18 лет, не полюбив мужчину другой веры, а вполне самостоятельно. У меня были духовные поиски, я много чем увлекалась, и вот однажды в одной из компаний зашла речь об исламе, и я как-то заинтересовалась этим. Ислам мне показался вполне простой и понятной системой ценностей, рассказом о том, как надо жить. И я быстро «заскочила на этот поезд» и стала мусульманкой.
До этого были вопросы в христианстве, на которые я не могла найти ответа. Почему изображения – иконы эти есть, почему им надо молиться. Какие- то такие тонкости и нюансы, которых в исламе нет. Ну и, конечно, ислам как-то совпал с моими внутренними настройками.
Принятие ислама прошло для меня очень легко. Хотя это был очень интимный процесс – я обложилась книгами и решила, что я должна все изучить. Я очень увлекающийся человек. И вот, прочтя много книг, я сразу вычленила для себя, где настоящий ислам, а где наслоение каких-то национальных норм и правил.
Ислам я приняла дома, я никуда не пошла. Была глубокая ночь, я сидела за столом и твердо решила, что теперь я мусульманка. Наутро я сказала об этом маме – попросила убрать колбасу, собак и т.д. Я сразу попыталась практиковать ислам. В этом был такой юношеский максимализм.
Друзья отнеслись по-разному. У меня уже были друзья-мусульмане тогда, и вот, когда я им объявила, что я мусульманка – они попросили произнести шахаду. Я произнесла, и все. С этого момента и для всех окружающих я стала мусульманкой.
Я помню, когда первый раз пришла в мечеть – меня все сразу окружили, стали расспрашивать. Научили повязывать платок. Рассказали много нового. Сейчас никого не удивишь тем, что ты русская мусульманка. Их количество в исламской среде просто какое-то невероятное.
Моя мама очень переживала, что я надела хиджаб. У меня от природы густые, кудрявые и рыжие волосы. Маме они очень нравятся. Поэтому, кстати, когда я надела платок, я как-то не заметила – обращают ли на меня внимание окружающие, или нет. Я с детства привыкла к тому, что ко мне подходят, спрашивают, пальцем тычут.
Помню, я в метро встретила своего преподавателя из университета. Он увидел меня в платке и поздравил с каким-то православным праздником. Я говорю: «Нет, вы ошиблись». Рассказала ему, что я мусульманка. Он удивился и ответил: «Христиане и мусульмане должны объединиться в борьбе против сионизма».
Меня никогда не останавливали для проверки документов, а мою подругу армянку – постоянно. Парадокс.
За 15 лет жизни в исламе ты понимаешь, что есть вещи очень важные, а есть не очень. Ты становишься терпимым, как-то остываешь в своей борьбе с ветряными мельницами. За это время я превратилась из публичной мусульманки в личный такой джихад – больше занимаюсь собой и меньше поучаю других.
Русские в исламе, конечно, отличаются от этнических мусульман. Речь идет в первую очередь об адатах, национальных традициях. У русских все проще. Русский ислам – это чистый ислам. Нам не нужна матрешка в противовес кинжалу, например. У русских нет особых даже традиций, чтобы их наследовать и передавать. Мы росли все в абсолютно светских семьях.
В России абсолютно разный ислам – на Кавказе один, в Башкирии другой. Мне кажется, люди будут продолжать принимать ислам. Их будет становиться все больше. Я вижу, что русские мусульмане наиболее активные, подвижные – это здорово.
Русские мусульмане
Виктор Абдулла
читать интервью
скрыть интервью
Книготорговец, Москва, 31 год
В исламе я больше 10 лет. В какой-то момент, как и большинство русских, я был православным. Потом стал не просто православным, а воцерковленным – ходил на службу, постился, очень интересовался монашеством. Очень любил книги афонского старца Паисия. На этом фоне я столкнулся с суфизмом, это такое течение в исламе. Оно во многом по характеру довольно аскетичное. Я заинтересовался этим.
После прочтения "Нет никого, достойного поклонения, кроме единого Бога", – я понял, что ислам мне ближе. Я начал читать Али Вячеслава Полосина, бывшего священника, который перешел в ислам. Мне нравятся его книги. В православии мне не нравится понятие Троицы, не нравится восприятие Иисуса Христа как Бога. Мне непонятно это и совсем не близко.
От суфизма я, в конце концов, тоже отошел, как и от идей аскетизма – у меня сейчас есть семья, ждем третьего ребенка. Вообще, ислам – это прежде всего стиль жизни. Суры призывают нас быть активными, заниматься общественной деятельностью, проявлять себя и заботиться о людях.
Конечно, круг моего общения сильно изменился. Раньше моими друзьями были воцерковленные христиане – мой переход в ислам для них был тяжелым ударом. Родственники же легко отнеслись, с пониманием. Я слышал такие истории, когда сыновей и дочерей выгоняли из дома – им негде было жить, нечего есть. В этом плане у меня все прошло гладко. Хвала Всевышнему.
Моя жена тоже русская. Так получилось, мне кажется, это никак не связано – могла быть и нерусской. У нас в общине проблема в другом, что сестер больше братьев. Поэтому найти жену себе – не проблема.
Мои дети мусульмане. Хотя бы потому, что они рождены от мусульман. Мы с женой их учим читать намаз, соблюдать каноны. Ислам учит воспитывать детей – с семи лет молитвы, с десяти лет еще более строгое соблюдение. Моих детей зовут Мадина и Микаэль.
Русских в исламе много, хотя я стараюсь никак не делить людей по национальному признаку. Главное, чтобы человек признавал Бога в своем сердце.
Русские в исламе не становятся арабами – они не пьют чай, сидя на корточках, из пиалок, не начинают говорить на арабском языке. Если вы войдете к нам в дом, то увидите, что это обычное светское жилье, как и у вас. Мы покупаем мебель там же, где и вы, продукты там же, где и вы.
Ислам в России будет развиваться. Есть проблемы – регулярные запреты книжной продукции, например. Проблема мечетей и невысокого уровня духовного образования. Я вижу, как с каждым годом людей все больше. Это здорово.